Основные показатели умственного развития детей 4-5 лет.
Окружающий мир | 1. Ребенок называет самые разные предметы, которые его окружают в помещении, на улице: знает их назначение, называет свойства и качества. 2. Проявляет интерес к предметам, явлениям, которые он не имел возможности видеть 3. Рассказывает о семье, семейном быте, традициях, активно участвует в мероприятиях, готовящихся в группе. 4. Умеет рассказывать о своем родном городе (поселке) 5. Участвует в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делится своими познаниями о живом и неживом; раскрывает причинно-следственные связи. Знает о необходимости бережного отношения к окружающим предметам |
|
Развитие речи | Развитие словаря | 1. Пополняется и активизируется словарный запас на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях. 2. Активизируется употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены. 3. Знакомится с существительными, обозначающими профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия, глаголы движения. 4. Продолжает учиться определять и называть месторасположение предмета (слева, справа, около, между, рядом), время суток, характеризовать состояние и настроение людей. |
Грамматический строй речи | 1. Согласовывает слова в предложении, совершенствуется умение правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму множественного числа. 2. Формируется умение употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Беги!) 3. Учится осмысливать причинно-следственные связи; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. |
|
Звуковая культура речи | 1. Закрепляется правильное произношение гласных и согласных. 2. Учится правильно произносить свистящие, шипящие и сонорные звуки, развивая артикуляционный аппарат. 3. Совершенствуется отчетливое произношение слов и словосочетаний 4. Учится различать на слух и называть слова, начинающийся на определенный звук. 5. Совершенствуется интонационная выразительность речи. |
|
Связная речь | 1. Активно участвует в беседе, отвечает на вопросы и задает их. 2. Формируется умение составлять рассказ по картинке, созданной с использованием раздаточных карточек 3. Рассказывает невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии. 4. Активно сопровождает речью свою деятельность (игровую, бытовую и др.) |
|
Математика | Количество | 1. Учится называть числа по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; относить последнее число ко всем пересчитанным предметам (один, два, три – всего три кружка). 2. Формируется представление о равенстве – неравенстве 3. Сравнивает количество двух групп предметов на основе счета. 4. Отсчитывает предметы из большего количества, добавляет, приносит определенное количество предметов по образцу и заданному числу. |
Свойства | 1. Сравнивает две группы предметов (3-5 предметов разной величины), раскладывая их в возрастающем (убывающем) порядке по длине, высоте. 2. Различает и называет треугольник, круг, квадрат; шар, куб, цилиндр. Знает их характерные отличия. 3. Учится соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар. |
|
Отношения | 1. Расширяется представление в ориентировке по времени (вчера, сегодня, завтра) 2. Знакомится с понятиями «далеко», «близко», «быстро», «медленно», учится их различать на примерах (черепаха ползает медленно, поезд едет быстро) 3. Совершенствуется умение определять направление от себя и двигаться в заданном направлении. 4. Различает левую и правую руку. |
|
Числа и цифры | 1. Знает цифры до 10 2. Называет порядковый счет, числа до 10. |