Детский центр Радуга. г.Одинцово

Поиск

Перейти к содержанию

Главное меню:


Программа «Шахматы, первый год»

Методики

Первые шаги в обучении шахматной игре от 4 до 8 лет.
Программа «Шахматы, первый год»
Автор: Мазниченко А.И.
Детский центр "Радуга" г.Одинцово



Играть в шахматы можно начинать в любом возрасте, даже будучи взрослым человеком. Известно, что чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка (1888-1942) умел играть в шахматы в 4 года. Михаил Иванович Чигорин (1850-1908), выдающийся русский шахматист, один из основоположников русских шахмат, познакомился с шахматами в двенадцать лет и достиг высоких результатов.

Все дети любопытны и любознательны. Но если подойти к занятиям формально, лишь один из десяти будет заниматься шахматами. Освоение шахматной игрой – весьма сложный процесс. Ребенок хочет сразу видеть результат: он еще не усвоил, как ходит конь или слон, а уже жаждет победы. В этом отношении шахматы отличаются от других видов спорта.


Сможешь обыграть тренера?

Никакому ученику, пришедшему на тренировку по боксу, не придет в голову мысль побить своего тренера. В шахматах, если учитель выигрывает у ученика, в душе ребенка накапливается обида на себя, рождается неуверенность в своих силах, беспомощность. Многие, пережив минуту слабости за шахматной доской, теряют веру в себя и бросают занятия. Поэтому тренер по шахматам, учитывая это обстоятельство, должен поддержать ученика морально и, жертвуя различные фигуры, закончить шахматную партию вничью или даже проиграть. Такое положение допускается на начальном этапе обучения. Первые шаги в шахматах являются самыми сложными в том отношении, что главная задача, стоящая перед тренером , - увлечь ученика игрой. Тот сначала учится перемещать шахматные фигуры по поверхности шахматной доски, не понимая смысла игры, и на этой стадии обучения тренер должен проявить терпение и мягкость.

Четырехлетний ребенок – уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками, желаниями, упорно себя утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность. Он владеет речью, знает более 1000 слов, прекрасно двигается, много умеет, задает бесчисленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Этот интерес он утоляет в играх. Он играет, рисует, лепит, занимается конструированием. Не случайно именно в 4 года заканчивается раннее детство и начинается дошкольное. Именно в этом возрасте происходит второй период развития, кризис 4 лет, когда любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок впервые осознает себя личностью, отделяет себя от взрослого. Отныне он хочет стать «как взрослый», но не может им быть. Чтобы сгладить этот кризис, ребенку обычно дают больше свободы действий, уважают его стремление к самостоятельности.
К 4 годам малыш может быть внимательным ко всем основным областям окружающей его действительности. Предметы и действия с ними также могут довольно подолгу удерживать внимание четырехлетних детей. Дети могут уже по 15-20 минут играть с одной и той же игрушкой. Малыш становится внимательным к слову, к его смыслу. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, и слово может направить его внимание. Но управлять вниманием 4-летнего ребенка лучше всего в игровой форме. К 4 годам внимание малыша довольно развито, но все-таки крайне неустойчиво. Даже самой увлекательной деятельностью он не занимается обычно больше 10-15 минут. А часто бывает так, что ребенок не может сосредоточиться даже на 4-5 минут. Если это закрепится, то в школе – беда. Поэтому внимание малыша необходимо закреплять, но, не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразя его деятельность, вводить в нее новые игровые моменты. В этом возрасте ребенок не может распределять свое внимание между несколькими предметами. Объем его внимания, т.е. количество предметов, с которыми он может действовать одновременно, не превышает 4-8.
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память , мышление, начальные формы волевого управления поведением, что в дальнейшем позволит сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.

Первые ходы

Все учебники примерно одинаково формально описывают первые шаги в обучении: показаны шахматная доска, шахматные фигуры, описаны их функции – и можно начинать игру. На мой взгляд, дело обстоит гораздо сложнее: первые занятия нуждаются в детализации и последовательности освоения правил игры.
Знакомство с шахматной доской происходит быстро и просто, а с введением всех фигур в игру торопиться не следует.
В первую очередь следует изучить поведение пешек, их следует расставить по своим местам на шахматной доске (2-я и 7-я горизонтали), а также рассказать ученику об их функциональных способностях и приступить к игре.
Игра идет на истребление пешек. Побеждает тот, у кого в итоге остается хотя одна фигура. В большинстве случаев соревнование заканчивается вничью, ученик не чувствует себя ущемленным и в то же время получает много информации. Игра проходит быстро, и на первом уроке можно сыграть две-три партии. Естественно, тренер должен исправлять ошибки ученика и направлять его действия.
На следующих занятиях происходит повторная игра с целью закрепления материала развития полученных навыков. Понятно, что какая-то из пешек в итоге пройдет к противоположной последней горизонтали и превратится в слона, - значит, ученик познакомится с правилом превращения проходной пешки в более сильную фигуру, а также с функциями слона. Снова можно сыграть две-три партии.
На очередных занятиях, кроме пешек, в самом начале игры на свои места встают короли, и тренер разъясняет ученикам их функции. Появляется дополнительный интерес, и игра идет на истребление фигур. С появлением короля ученик знакомится с понятием «шах». «Мат» - довольно сложное понятие для начинающих шахматистов.
Далее (в зависимости от успехов обучающихся) на занятиях рядом с королем встает ферзь . игра усложняется, и ученику иногда хочется поставить на шахматную доску все фигуры. В этом случае тренер должен решить вопрос в пользу дела: если предыдущий материал усвоен хорошо, то можно пойти навстречу, но если есть пробелы в знаниях или ученик ходит пешкой по диагонали, то следует мягко объяснить ситуацию и повременить с расстановкой всех фигур.
В последующие занятия на доске должны появиться ладьи. Их функции просты, и ученик быстро их усвоит, но при введении в игру коня тренеру следует набраться терпения: его ход наиболее сложный, и ученик, усвоив все виды передвижения фигур, еще примерно пять уроков будет постигать все тонкости поведения этой фигуры.
По моим наблюдениям, ребенку 4-5 лет требуется примерно 15-20 занятий для того, чтобы усвоить правила игры и начать передвигать шахматные фигуры в соответствии с их назначением. Это первый этап в ходе начального обучения. В этот период ученик не замечает уступок тренера, так как он еще не втянулся в игру, и его жертвы фигур воспринимает как обычное явление в ходе игры, радуясь своим успехам.

Адекватные ходы

Второй этап обучения состоит в том, чтобы ученик производил адекватные ходы. Адекватный ход – значит правильный, т.е. такой ход, который следует сделать в данном случае, исходя из сложившейся ситуации. На этом этапе злейшим врагом ученика является невнимание. Часто бывает так, что ученик не замечает нападения противника на ферзя или другую фигуру или по невнимательности подставляет под удар собственную фигуру. Такие моменты в шахматах называются промахом, или зевком.
На втором этапе освоения шахмат ученик начинает понимать смысл игры и бесполезную жертву фигуры воспринимает как ошибку тренера. Он знакомится с такими понятиями, как «мат», «пат», «двойной шах», «открытый шах». Данный этап характеризуется формированием умения сосредоточиться, не спешить с ответным ходом и, проанализировав сложившуюся ситуацию, сделать адекватный ход, просчитав его последствия. Работа тренера теперь состоит в контроле действий учащегося, анализе и исправлении его ошибок, а также поиске путей развития.
Второй этап в отношении взаимодействия с учеником для него не легче первого. Если тренер будет играть в полную силу и постоянно выигрывать, то скоро его ученик может разувериться и потерять интерес к шахматам. Если же делать неоправданные жертвы фигур и иногда проигрывать, то ученик почувствует несерьезное отношение к себе, и у него может появиться недоверие к тренеру. В таком случае следует уравнять возможности путем, сняв с доски ферзя на стороне тренера: у ученика будет полный набор фигур, а тренер будет играть без ферзя.
Такое положение не только выравнивает силы, но и учит реализовывать свое преимущество. Появляются новые задачи, складывается новая стратегия игры, заключающаяся в том, чтобы разменять шахматные фигуры и остаться в конце игры с ферзем против одинокого короля учителя. В первых играх ученику победить не удается, но со временем он начинает побеждать, отмечая свои успехи. Тогда тренеру следует снять с доски ладью и играть без нее.

Тренировочный режим отличается от турнирного тем, что в учебных играх следует возвращать ученику его ходы, сделанные по ошибке, и постоянно напоминать о главных задачах.

Стимулирующим фактором в развитии мыслительных способностей является решение шахматных задач и этюдов.

Учеба на всю жизнь

Третий этап обучения состоит в том, что шахматист должен воспитывать себя сам, и это может длиться всю жизнь. Работа тренера в этот период имеет вспомогательный, направляющий характер. Главным фактором роста шахматиста является изучение богатейшего опыта, оставленного нам великими шахматистами, а также собственные разработки методов игры

Обучение детей игре в шахматы, проведение турниров и многое другое. Открой для себя увлекательный мир шахмат с Детским центром Радуга. 8 (498) 601-07-67




О центре | Занятия | Методики | Контакты, E_mail | Фотогалерея | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню
Яндекс.Метрика
Телефоны, адреса фирм, организаций и предприятий Одинцовского района и города Одинцова